В 2018 году объем конкурсов с применением лизинга в рамках ФЗ-44 составил 18 млрд рублей (общее число конкурсов — 488). В 2019 году эта сумма накопилась уже за январь — сентябрь (число конкурсов — 301). При этом последний квартал года, как правило, очень активный. Так что и по объему сделок, и по их количеству нынешний год заметно обгонит предыдущий.Тенденция, в рамках которой прямые закупки заменяются лизингом, усилится.
Общая доля сделок с государственными учреждениями в статистике лизинговых компаний, по оценкам агентства Эксперт РА в 2018 составила 1,2%, а общая сумма таких контрактов — 18,2 млрд рублей. В ряде субъектов федерации: в Нижегородской, Мурманской, Волгоградской, Омской, Тюменской областях, а также в Татарстане, Республиках Тыва и Саха — финансовая аренда в госзакупках постепенно вытесняет прямые продажи.
Причин интереса субъектов РФ к лизингу несколько. Одна из основных — необходимость выполнять задачи, сформулированные президентом Владимиром Путиным в «майских указах», связанных с развитием ЖКХ, здравоохранения, общественного транспорта и других социально значимых сфер. За их реализацию как раз отвечает руководство субъектов РФ. И ограниченные возможности местных бюджетов дают стимул для поиска и активного внедрения новых финансовых инструментов. В первую очередь — лизинга.
Так, перед регионами поставлена задача кардинально снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах. Один из вариантов решения этой проблемы — масштабная замена парка городских автобусов, степень изношенности которого крайне высока. Сегодня около 46% эксплуатируемых автобусов в России старше 15 лет. Финансовая аренда нового, более экологичного транспорта (электро и/или работающего на газомоторном топливе) позволяет обновить пассажирские парки быстро и с минимальными затратами для бюджета.
Кроме госзакупок городского транспорта среди лизинговых контрактов регионов большое место занимают сделки по приобретению техники для дорожных и коммунальных работ, спецмашин скорой помощи, легкового и грузового транспорта и медоборудования. Вот конкретные примеры использования лизинга в госзакупках.
В течение нескольких лет Московская область испытывала хроническую нехватку спецтехники для уборки улиц и ремонта дорожного полотна. Чтобы выполнять необходимый объем работ, особенно в зимнее время, часть машин приходилось брать в аренду.
Проблема была решена в 2017 году. Компания Газпромбанк Лизинг помогла Мосавтодору — бюджетному учреждению Московской области, отвечающему за содержание и ремонт подмосковных дорог, — приобрести на условиях лизинга 666 единиц дорожной техники. Общая сумма по договору финансовой аренды составила 5,9 млрд рублей. Благодаря этому контракту парк собственной дорожной техники Подмосковья вырос на треть — до этого он составлял 1,9 тысяч единиц.
Полученные в лизинг спецмашины отвечают всем современным требованиям: оборудованы запасными частями и оснащены навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, датчиками топлива.
Ключи от первых 165 единиц техники губернатор Подмосковья Андрей Воробьев — а именно он был инициатором закупки — вручил руководителям производственных комплексов Мосавтодора в ноябре 2017 года.
Кардинальное обновление парка городских автобусов власти Екатеринбурга начали перед Чемпионатом мира по футболу, который проходил в России в 2018 году. В 2017-м власти города получили от компании Газпромбанк Лизинг на условиях финансовой аренды 60 новых низкопольных автобусов марки НефАЗ. Причем благодаря государственной программе льготного лизинга техники на газомоторном топливе, а Газпромбанк Лизинг является ее активным участником, город получил новый транспорт по сниженной цене.
Автобусы оборудованы современными газовыми двигателями с турбонаддувом, соответствующими экологическому стандарту Евро-5. Это позволяет существенно снизить выбросы в атмосферу вредных веществ. Для комфорта пассажиров в автобусах установлены эргономичные сиденья, системы кондиционирования и книлинга — с помощью этой технологии кузов автобуса можно наклонять, обеспечивая удобство посадки и высадки маломобильных пассажиров.
Во время Чемпионата мира Екатеринбург использовал экологичные автобусы для проведения городских мероприятий. А сейчас они обслуживают шесть городских маршрутов.
В августе 2019 года областное государственное унитарное предприятие «Авиация Колымы» Магаданской области получило в лизинг два самолета ТВС-2МС — современные одномоторные воздушные суда. Договор с компанией Газпромбанк Лизинг заключен на семь лет.
Климатические условия Магаданской области суровы, поэтому к авиатехнике в регионе предъявляются особые требования: она должна быть надежна, способна работать при экстремально низких температурах, экономична и неприхотлива к посадочной площадке. И самолеты ТВС-2МС им полностью отвечают. Они оснащены обновленными двигателями повышенной экономической эффективности и полностью автономны от служб аэродрома как в техническом обслуживании, так и в подготовке к полетам. Регион планирует их использовать для внутренних пассажирских перевозок, для оказания медицинской помощи в отдаленных районах Колымы, геологоразведки и авиапатрулирования, а также для транспортировки грузов.