Почему лизинг — удобный инструмент для субъектов РФ

Российским субъектам приходится решать сложные задачи. Например, как одновременно обновить парк дорожной техники и закупить современное оборудование для больниц, если средств в бюджете не хватает. А если еще и не хочется увеличить долговое бремя, то задача, казалось бы, становится неразрешимой. Но решение есть.

Обычно проблему нехватки средств решали двумя способами. Первый вариант: субъект федерации мог взять кредит в банке. Второй — занять необходимую сумму у инвесторов, выпустив субфедеральные или муниципальные облигации. Главный минус этих способов — их использование увеличивает совокупный долг. Чтобы этого не допустить, в рамках госзакупок с недавнего времени можно воспользоваться лизинговым финансированием.

Этот вариант появился после внесения правок в федеральный закон № 44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). И с тех пор лизинговое финансирование в сфере госзакупок набирает обороты. За четыре года (с 2014 по 2018 годы) количество контрактов увеличилось ровно в два раза. Размер контракта в среднем — в пределах 100 млн рублей.

Как работает лизинговое финансирование в сфере госзакупок?

Субъект РФ заявляет на сайте zakupki.gov.ru о необходимости приобрести что-то (предмет лизинга), как правило, транспорт или оборудование. А лизинговая компания приобретает его в интересах субъекта. В зависимости от регламента и формы закупки (аукцион, конкурс) устанавливаются сроки по подаче заявок, участия в ней лизинговых компаний и определения победителей.

Лизинговая компания-победитель выступает и в роли финансирующего лица, и в роли лица, ответственного за поставку предмета лизинга. Она обязана самостоятельно найти поставщика, соответствующего условиям, и в установленные сроки передать предмет лизинга заказчику. С субъектом РФ заключается госконтракт (договор лизинга), согласно которому он будет выплачивать ежемесячные платежи в течение всего срока договора из бюджета. Платить можно в том числе с казначейских счетов. По истечении срока договора субъект выкупает предмет лизинга по остаточной стоимости, а также с учетом амортизации (в том числе ускоренной).

При использовании лизинга эффективность расходования бюджетных средств растет, а сроки выполнения госзаданий сокращаются. Ведь при одинаковых суммах на закупку в год при лизинге можно приобрести большее количество техники и оборудования. А лизинговая компания берет на себя значительную часть организационных вопросов и рисков.

Какие существуют преимущества лизинга в сфере госзакупок?

Этот финансовый инструмент дает массу возможностей как для субъектов РФ, так и для конечных пользователей, то есть для жителей.

Контракт под ключ

Лизинговая компания и финансирует поставку, и несет за нее ответственность. Она может застраховать предмет лизинга, а также в некоторых случаях включить в лизинговые платежи расходы на материалы, доставку и монтаж оборудования, инструктаж персонала при работе с ним, сервисное и техническое обслуживание. Все это позволяет сэкономить бюджетные средства. График платежей может быть составлен индивидуально, с учетом возможностей субъекта.

Можно (и нужно, потому что выгоднее) производить закупку централизованно. Если объявить закупку на разные города сразу, можно сэкономить, потому что оптом дешевле. А кроме того, сократить трудозатраты по подготовке документации и сопровождению сделки.

Государственные субсидии

Субъекты РФ могут воспользоваться госпрограммами по субсидированию лизинга. Субсидироваться могут и авансовые платежи, и общая стоимость приобретения, и проценты по привлеченным кредитам.

При использовании лизингового финансирования по ФЗ № 44-ФЗ субъект получает от лизинговой компании субсидируемую скидку на авансовый платеж в размере до 30% от стоимости контракта. Государство в свою очередь компенсирует лизинговой компании эту сумму. Это касается программ льготного лизинга в сфере строительно-дорожной и коммунальной техники, легкой промышленности, авиационной отрасли, вагоностроения, сельхозтехники, автомобилестроения и некоторых других.

Примерно 46% российских автобусов старше 15 лет. Поэтому субъекты охотно обновляют парк с помощью лизинга, который учитывает срок амортизации. Однако еще более выгодно (а иногда и необходимо) закупать газомоторную технику и электротранспорт.

Во-первых, действует национальная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги» согласно которой требуется произвести замену дизельного городского транспорта на автобусы, использующие газомоторное топливо.

Во-вторых, дизельное топливо постоянно дорожает, да и ремонт газомоторного автобуса будет в разы дешевле.

В-третьих, есть распоряжение Правительства РФ № 767-р от 13.05.2013 года, согласно которому устанавливаются нормы на общественный транспорт и транспорт дорожно-коммунальных служб, использующий природный газ в качестве топлива:

  • до
    50
    %
    общего количества единиц техники в городах с населением более 1000 тыс. человек
  • до
    30
    %
    общего количества единиц техники в городах с населением более 300 тыс. человек
  • до
    10
    %
    общего количества единиц техники в городах с населением более 100 тыс. человек

Чтобы еще больше стимулировать покупку нового транспорта, действуют программы постепенного перехода на электротранспорт в рамках постановления Правительства РФ № 817 от 19.08.2016 года и на газомоторную технику (постановление № 667 от 12.07.2016 года). Они позволяют пополнить парк городского транспорта на электротяге и природном газе по сниженной стоимости. Руководство многих регионов уже активно пользуется этими преимуществами. В девяти субъектах федерации, в том числе в Нижегородской и Волгоградской областях, Москве, Республике Татарстан большая часть транспортных средств уже приобретена в лизинг.

Отсутствие рисков и ответственность

Субъект РФ при использовании лизингового финансирования закупок по ФЗ № 44-ФЗ не несет никаких рисков. Их принимает на себя лизинговая компания. Даже за один день просрочки к лизинговой компании можно предъявлять требование об уплате неустойки. Поэтому представители лизинговой компании проверяют поставщиков, посещают производство, чтобы понять загрузку предприятия и договориться о надежных сроках.

Единожды нарушив условия закупки, лизинговая компания попадает в публичный список недобросовестных поставщиков и не будет допущена к госзакупкам. Поэтому субъект РФ, применив лизинговое финансирование, может ожидать гарантированную поставку в соответствии с условиями и в сроки контракта.

Ограничения лизинга в госзакупках по 44-ФЗ

Для государственных и муниципальных нужд запрещены закупки легковых автомобилей, автобусов и грузовиков, троллейбусов и трамваев, а также различных видов специальной и дорожно-строительной техники, изготовленной за пределами стран Евразийского экономического союза.

С 1 марта 2019 года на лизинговые сделки — если договор подразумевает выкуп по окончании срока аренды — этот запрет также распространяется в рамках постановления Правительства РФ № 656 от 14.07.2014 года. Исключение сделано только для тех видов оборудования и техники, которые в России не выпускаются вообще или выпускаются в недостаточном объеме. Их приобретать на условиях финансовой аренды можно.

Другое важное ограничение, касающееся предметов закупки: с помощью лизинга можно приобретать только непотребляемые товары. Таким образом, нельзя использовать этот способ финансирования для бюджетной закупки, например, лекарств или медицинских расходных материалов.

Организовать процедуру закупки необходимо в строгом соответствии с законодательством. Это означает, что субъекты РФ должны проводить открытый конкурс или электронный аукцион на оказание лизинговых услуг по всем правилам. Если какие-то из них будут нарушены, участники торгов могут опротестовать их результаты — и процедуру придется проводить заново.

Список используемых постановлений и федеральных законов

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Постановление Правительства РФ № 817 от 19.08.2016 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям городского наземного электрического транспорта».
  3. Постановление Правительства РФ № 667 от 12.07.2016 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива».
  4. Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 15).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива».
  6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1212 (ред. от 23.12.2017) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, на финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок».
  7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  8. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».