Лизинг дает большую отдачу на каждый вложенный рубль, чем прямая закупка

Благодаря лизингу государственные заказчики получают доступ к государственным субсидиям, повышают качество закупок, быстрее и эффективнее выполняют задачи правительства и свои социальные обязательства. Генеральный директор Газпромбанк Лизинг Максим Агаджанов рассказывает о преимуществах лизингового финансирования госзакупок.

Федеральный закон № 44-ФЗ позволяет делать закупки для государственных и муниципальных нужд не только напрямую, но и с применением лизингового финансирования. Пока доля лизинга в госзакупках невелика: 18 млрд рублей, или 0,3% от общей суммы закупок по итогам 2018 года. Однако интерес к лизингу со стороны субъектов РФ постепенно растет, поскольку он дает ряд преимуществ: доступ к государственным субсидиям, ускоренную реализацию ключевых проектов и большую отдачу на каждый вложенный рубль, чем при прямых закупках.

Чаще всего регионы закупают в лизинг коммунальную технику, городской и другой транспорт, а также медоборудование. Те возможности, которые лизинг дает региону-заказчику, лучше всего видны именно на примере медицины.

Про медицину, или как спасти большее количество людей

Федеральный бюджет выделяет денежные средства на медицинское оборудование, например на томограф, не для того, чтобы просто закупить его и установить. Конечная цель государства — вылечить и снизить заболеваемость, прежде всего кардио- и онкозаболевания. Ранняя диагностика с помощью современного оборудования позволяет быстрее и эффективнее излечить пациентов. Это имеет не только огромное морально-этическое значение, но и экономическое: если человек выздоровел, государство не несет дальнейших затрат на его лечение в стационаре, лекарства, операции и т. д. Это экономит значительные средства: например, стационарное лечение онкобольного в третьей стадии в среднем обходится государству в 70 000 рублей в месяц.

Лизинг помогает достигнуть этой цели. На одну и ту же сумму, имеющуюся в бюджете, в лизинг можно приобрести в среднем в 1,7 раза больше единиц медицинского оборудования, чем при прямой закупке. Соответственно, можно обследовать на 70–80% больше пациентов, чаще выявлять и лечить болезни на ранней стадии и таким образом повысить качество жизни граждан и сократить последующие затраты государства.

В текущем периоде сегмент медицинского оборудования не так сильно представлен в госзакупках, поскольку до 2016–2017 годов лизинговое финансирование облагалось НДС. При этом само оборудование приобреталось без НДС. На сегодняшний день этот вопрос решен, так что мы ожидаем определенного роста.

Про социальные обязательства, или почему городской транспорт лидирует в госзакупках

С помощью лизинга субъекты РФ выполняют не только медицинские, но и другие социальные обязательства. Например, значительная часть лизинговых закупок, как уже было сказано, — это городской транспорт, в 2018 году закупки субъектов составили 7 млрд рублей в этом сегменте. Наибольшей популярностью пользуются, наверно, за последние два года, автобусы, в меньшей степени — трамваи и троллейбусы. При этом существует потребность в экологическом транспорте — электро- и газомоторной технике.

Что касается автобусов, то средний срок эксплуатации сегодня составляет более 15 лет, а это почти 50% всего российского городского транспорта. Обновление парка в этом случае — критически важная задача для всех субъектов, поскольку старый транспорт чаще выходит из строя и его содержание существенно дороже. А в городах с небольшим парком одновременная поломка даже трех — пяти автобусов может нарушить обязательства по ежедневной логистике пассажиров.

Благодаря лизинговому финансированию можно быстрее получить новейший транспорт и запустить его на маршрут. Причем следует отметить, что российские заводы сегодня выпускают действительно хороший и безопасный транспорт. За последние два года спрос на автобусы сильно вырос, это динамично развивающийся сегмент. Уже сейчас все ключевые игроки сделали заказы на второй и третий кварталы 2020 года, производство загружено, а потому войти с новым крупным заказом на автобусы практически невозможно.

По поводу трамваев хотелось бы подчеркнуть, что хоть это и относительно дорогой вид транспорта, в среднем от 70 до 100 млн рублей за единицу, но это действительно нужный для регионов транспорт. Особенно трамваи нужны в больших городах, где нет линий метро. Также это актуально и там, где существует постоянная проблема с трафиком, ведь трамвай четко идет по своей линии, не препятствуя при этом движению другого транспорта. Люди могут планировать свое время в пути и спокойно добираться в нужное место.

Для субъектов РФ как носителей бюджета и затрат гораздо выгоднее приобретать газомоторную технику, чем обычный дизельный автобус. Это и экономия на обслуживании транспорта, на топливе, а также поддержка экологического фона региона в допустимых пределах. Чтобы регионы быстрее переходили на такую технику, существует ряд постановлений, программ и, конечно, национальные стратегические проекты.

С другой стороны, мы прекрасно осознаем, что имеется определенная проблема с боязнью использовать новые финансовые инструменты, хотя лизингу уже более 20 лет. Проблема исключительно в информированности, поскольку экономика говорит сама за себя.

Ведь при равных затратах на 100 млн рублей можно купить 10 автобусов в год по прямой закупке, а можно на те же 100 млн рублей приобрести уже 30–50 единиц через лизинг, потратив ту же сумму на лизинговые платежи в отчетном периоде. Со следующего года Минпромторг РФ будет субсидировать приобретение газомоторной техники, например, только через лизинг.

Про авиацию, или как снизить тарифы для пассажиров

С точки зрения социальной важности госзакупок необходимо выделить сегмент авиации. Закупаются вертолеты и самолеты, которые могут быть актуальны и полезны для дальних регионов. Регионы могут приобрести или обновить парк малой авиации с существенной скидкой, что в конечном итоге приводит к снижению тарифов на авиабилеты. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 № 1212, российские авиакомпании получают субсидии на часть затрат по уплате лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые по договорам лизинга для реализации авиаперелетов внутри субъекта.

Например, при стоимости самолета ТВС-2МС примерно в 110 млн рублей лизинговый платеж снижается в два раза за счет субсидирования в размере 32 млн рублей, что составляет почти 30% от его стоимости. Особенно такая схема работы актуальна для регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока и прочих, в том числе труднодоступных регионов.

Если маленькая авиакомпания будет приобретать самолет по условиям прямой продажи, то эта сделка не будет субсидироваться государством и никак не приведет к изменению стоимости билетов для обычных пассажиров. К примеру, в Республике Тыва, как и в иных регионах, где используется малая авиация, благодаря субсидированию региональных авиаперевозок внутри субъекта стоимость билетов для пассажиров составляют всего 500–800 рублей. Прямое приобретение самолета такой опции, к сожалению, полностью не дает.

Про лимиты закупок, или как закупить эффективнее

ФЗ № 44-ФЗ не ограничивает объем лизинговых закупок на одного субъекта РФ. Они ограничены только бюджетом самого заказчика, и в нашем портфеле есть сделки от 40 млн до более чем 5 млрд рублей.

Однако по своему опыту мы рекомендуем консолидировать потребности и делать максимально крупные закупки. Например, одна из крупнейших сделок в нашей истории в рамках ФЗ № 44-ФЗ — поставка 666 единиц дорожной и специализированной техники для ГБУ МО Мосавтодор на 5,9 млрд рублей.

Техника предназначалась примерно для 37 филиалов компании, однако вместо отдельных закупок мы заключили единый договор. Это дало два преимущества. Во-первых, мы вели с производителями переговоры о поставке большой партии машин и смогли получить у них максимальные скидки, которые в полной мере были переданы клиенту. Во-вторых, существенно сократились сроки и затраты, поскольку мы готовили всего одну сделку вместо двадцати.

Про перспективы, или как Газпромбанк Лизинг будет увеличивать объемы своего участия в госзакупках

Один из факторов развития лизингового финансирования в госзакупках по ФЗ № 44-ФЗ — это государственное субсидирование. Мы участвуем во всех ключевых госпрограммах льготного лизинга; портфель сделок с госсубсидиями уже превысил 60 млрд рублей. С начала запуска работы по льготному лизингу, учитывая планируемые субсидии к передаче до конца 2019 года, клиенты компаний получат бюджетные средства для удешевления своих инвестиционных проектов в размере более 4 млрд рублей.

В связи с тем, что с 2020 года часть программ субсидирования закупок газомоторной техники будет осуществляться только через лизинг, как я уже сообщил ранее, мы ожидаем определенного роста в этом сегменте в части госзакупок. Регионы будут чаще пользоваться лизингом, чтобы получить льготные условия. Также отличной мотивацией для госзаказчиков является тот факт, что, даже если субъект спланировал бюджет, денежные средства всегда можно перенести на статью для оплаты лизинговых платежей, и для этого есть соответствующая процедура.

Мы ведем большую работу, демонстрируя госзаказчикам экономическую целесообразность и социальный эффект лизинга. Используя свои знания и возможности, мы стремимся предоставить государственным заказчикам все преимущества лизинга для быстрого и успешного решения задач в социальной сфере и, соответственно, повышения уровня жизни в регионах.